МКОУ "СОШ №1 имени полководца Воротынского М. И."
п. Воротынск Бабынинский район Калужская область
  • Конкурс для педагогов «Мои горизонты»

    Автор: Любовь Александровна Голыгина
    В настоящее время признается важность осуществления активной профориентационной работы на всех ступенях общего образования, поскольку известно, что человек, который своевременно и осознанно сделал свой выбор, более удовлетворен, более эффективен в своей трудовой деятельности, имеет больший доход и более стрессоустойчив в современном нестабильном мало предсказуемом мире. Вместе с тем, как показывают исследования - таковые сегодня составляют не более 30% всего населения трудоспособного возраста. Более того, сегодня все чаще в развитии современных школьников отмечается такая негативная тенденция как отложенность профессионального самоопределения.
    Конкурс для педагогов «Мои горизонты».

    Любовь Александровна Голыгина

    педагог-психолог, педагог-навигатор

    МКОУ СОШ №1 имени полководца Воротынского М.И.

     

    Конкурс для педагогов «Мои горизонты»

    В настоящее время признается важность осуществления активной профориентационной работы на всех ступенях общего образования, поскольку известно, что человек, который своевременно и осознанно сделал свой выбор, более удовлетворен, более эффективен в своей трудовой деятельности, имеет больший доход и более стрессоустойчив в современном нестабильном мало предсказуемом мире. Вместе с тем, как показывают исследования - таковые сегодня составляют не более 30% всего населения трудоспособного возраста. Более того, сегодня все чаще в развитии современных школьников отмечается такая негативная тенденция как отложенность профессионального самоопределения.

              В конце школьного обучения многие делают выбор случайно. Реальный же выбор осуществляется после, а не до первого профессионального образования. Как следствие, потери несут и личность, и общество в целом. Кроме того, в стране уже много лет отмечается дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Это объясняется, прежде всего,  невысокой престижностью рабочих профессий среди молодежи, которая зачастую связана с недостаточной информированностью об их содержании на современном предприятии, тенденциях развития в будущем, значении их для общества, в том числе для развития инженерного мышления.           Существовавший в нашей стране во второй половине 20  века система профессиональных ориентаций в сфере рабочих профессий утрачена. Опыт этой деятельности требует переосмысления, модернизации с учетом произошедших технических, экономических и общественных изменений.

              В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период

    до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

               «Билет в будущее» - профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры.

    Проект «Билет в будущее» состоит из нескольких этапов: профориентационные уроки, тест-диагностика, виртуальные выставки и профессиональные пробы в очном и виртуальном форматах. Дети активно участвуют в профессиональных уроках. Уроки с видеороликами и практическими заданиями обучающимся очень нравятся. Также ребята самостоятельно проходят диагностику, обсуждают с педагогами-навигаторами, знакомят с результатами своих родителей, получают персональные рекомендации. Благодаря виртуальным выставкам и профпробам ученики окунаются в мир профессий, «примеряют» на себя подходящие специальности. Обучающиеся нашей школы посетили вместе с педагогом-навигатором колледж сервиса и дизайна, погружались в профессию геодезиста, графический дизайн, «примеряли» профессию журналиста. Ребята получили много впечатлений и эмоций. После окончания 9 класса двое поступили учиться на геодезиста, 1 на журналиста и одна девочка на архитектора.

              Рабочая программа «Россия - мои горизонты» позволяет разработать модель воспитательно-образовательного процесса направленного на решение проблем  профессиональной ориентации современного школьника. Проблема профессиональной ориентации неоднократно изучались учеными. Известный отечественный психолог-профориентатор Е.А.Климов предложил известную формулу «хочу-могу-надо», которая сегодня является основным навигатором в психолого-педагогическом сопровождении осознанного профессионального выбора. Это означает, что школьник, прежде всего, должен иметь интерес желание работать в определенной профессии. Вместе с тем у современных детей зачастую недостает необходимой информации о состоянии современного мира профессий, содержание конкретной профессиональной деятельности и тенденциях ее развития в будущем. Как следствие у обучающегося либо складывается искаженное представление о выбираемой им профессии, что, соответственно затрудняет объективно оценить свои собственные способности и правильно выстроить индивидуальную профессионально-образовательную траекторию; либо обучающийся вовсе отсрочивает свой профессиональный выбор. А это ведет и к личностным и общественным потерям.           Профессиональная ориентация в школе должна вестись на основе системно - деятельностного подхода, единства учебной и воспитательной работы, реализуемой совместно с семьей. В качестве необходимого условия должно быть социальное партнерство с потенциальными работодателями, учебными профессиональными образовательными организациями; учет направления экономического развития региона и содействие решению задач развития и обеспечения его кадрового потенциала[1].

    Цель курса «Россия – мои горизонты» – сформировать у школьников готовность к выбору профессии, познакомить их с федеральным и региональными рынками труда, дать представление о разнообразии профессий, их перспективности и востребованности.

    Каждый четверг ученики 6–11-х классов знакомятся с современными профессиями и состоянием рынка труда, отраслями российской экономики, достижениями страны в науке и технологиях.

    В вариативную часть программы «Россия – мои горизонты» в нашей школе входит проектная деятельность.

    Проектные технологии в образовании сегодня стали привычным явлением на всех его ступенях. Они позволяют повысить мотивацию учебной деятельности, научить учиться, осваивать навыки исследовательского поиска «презентации полученного результата».  Проектные технологии  способствуют более глубокой социализации, воспитанию личности. Школьник погружается не в имитационно- игровую, а в реально- общественную практику. Учится видеть проблемы в обществе, ставить конкретные цели, способствующие их устранению, искать способы достижения, принимать непосредственное участие в практической деятельности по их реализации, командному взаимодействию и взаимной ответственности.  

               Программа способствует более активному вовлечению в учебно- воспитательный процесс родителей, которые чувствуют себя при этом членами единой социальной группы, имеющей общую цель; переходят от конкурентных установок к сотрудничеству, чувствуют собственную причастность и ответственность за  будущее своих детей, за их профессиональный выбор.  Выдающийся отечественный педагог К.Д.Ушинский писал о том, что человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться, либо не воспитавший в себе потребности удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они «приедаются», ведут к разврату, извращению мыслей и поступков. Поэтому одна из главных целей школьного семейного воспитания состоит в том, чтобы «готовить дитя к труду» [9]. Родители вместе с детьми узнают склонности, способности ребенка, готовы ли их дети к профессиональному самоопределению. Формирование способности выбора профессиональной траектории невозможно без понимания сильных продвинутых качеств и собственных ограничений, без профессиональных проб, попыток выбора и совершенных ошибок.   Благодаря проекту «Билет в будущее» ребенок сможет выбрать профессию по интересу к школьным предметам, по объекту труда, проконсультироваться со специалистом, выбрать профессию с помощью комплексного анализа скрытых желаний и возможностей.

     Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.

    В. В. Путин

    Президент Российской Федерации

    Литература.

    1. Романенко В.А., Карпович И.А., Глушкова О.Г. «Трудовое воспитание: почему важно, почему сложно и как это возможно в современной ситуации развития» //Вестник КГУ, 2024, серия «Психологические науки. Педагогические науки».Том 7.Выпуск №2 . С 99-108 .
    2. Слободчиков В.И. Антропологические перспективы отечественного образования.-Екатеринбург:изд.отдел Екатеринбургской епархии, 209-264 с.
    3. Слободчиков В.И.,  Исаев  Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013
    4. Субботский Е.В. Генезис личности: теория и эксперимент.- М.: Смысл 210.-408с.
    5. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.-М.:Просвещение 1981.
    6. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //собр. соч в 11 томах, т.9. М, 1950
    7. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. — М. : Просвещение, 1962—1965.
    8. Шувалов А.В. Детский суицид: попытки осмысления проблемы//историко-культурное наследие и образование. 21 век. - Калуга, 2012, с 90-103.
    9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.Педагогика, 1989.580 с.

     

     

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie